Тришкина Ольга Викторовна, воспитатель
игры на развитие творческого мышленияЗанимаясь с ребенком, всегда старайтесь заинтересовать его. Скука — главный враг успешного обучения. Пусть выполнение заданий станет для ребёнка игрой. Кроме того, в игре активизируются многие психические процессы участников игровой деятельности: это внимание, память, восприятие, мышление. И конечно же посредством интересной дидактической игры можно значительно развить воображение детей дошкольного возраста.
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Игра «Кто кем будет» Взрослый показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос: «Как они изменятся, кем будут?» Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, семечко, гусеница, мука, деревянная доска, кирпич, ткань. Может существовать несколько ответов на один вопрос. Необходимо поощрять ребенка за несколько правильных ответов. Игра «Закончи слово» Вы будете начинать слово, произнося первый слог, а ребенок – его заканчивать. Предлагается 10 слогов: по-, за-, на-, ми-, му-, до-, че-, пры-, ку-, зо-. Если ребенок легко и быстро справляется с заданием, то предложите ему придумывать не одно слово, а столько, сколько сможет. Например: по-лет, по-лотенце, по-душка. Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности. Игра «Составление предложений» Цель. Развивать способность быстро устанавливать разнообразные, иногда неожиданные связи между знакомыми предметами; создавать новые образы из отдельных элементов. Игровое задание. Составить как можно больше предложений, обязательно использовав названные педагогом три слова, не связанные друг с другом по смыслу (например, озеро, карандаш, медведь). Падеж слов можно менять, в предложениях могут использоваться и другие слова. Ответы могут быть: – стандартными («Медведь уронил в озеро карандаш»); – сложными с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя словами, и с введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере»); – творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь»). Собираясь на прогулку, возьмите с собой мяч. Он вам понадобится для проведения игры «Отвечай быстро». Взрослый бросает ребенку мяч, называет цвет. Ребенок, возвращая мяч, должен постараться быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но и любое качество (вкус, форму) предмета. Игра «Бывает – не бывает» Для игры вам понадобится мяч. Вы называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то ловить мяч не нужно. Ситуации можно предлагать разные: Папа ушел на работу.
СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ ТВОРЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА 1. Игра «Сказки наоборот» Дети по предложению педагога меняют известные сказочные сюжеты и составляют новую сказку - наоборот. Например, как строгий Колобок терроризирует жителей леса, обманывает Лисичку. Или мальчик может быть не с пальчик, а великаном ... Или злая Золушка оскорбляет сестер и спорит с мачехой. Или доверчивый Волк может оказаться в сетях коварных козлят. 2. «А что бы было, если бы ...» Цель: развивать фантазию детей, побуждая их выражать свои мысли о событии Вариант 1. Фантастические гипотезы Ход игры Педагог высказывает гипотезу, а дети развивают ее. Например: Что было бы, если бы не было ночи ... Что было бы, если бы деревья умели летать ... Что было бы, если бы дома были бы на колесах ...и т.п. Вариант 2. Последствия событий Ход игры Педагог рассказывает о каком-либо событии, а ребенок продолжает, предвидя последствия. Например: Кошка нашла семена подсолнечника ... Медведь пришел во двор ... Вариант 3. Чего на свете не бывает Ход игры Педагог предлагает ребенку нарисовать то, чего в действительности не бывает, и придумать рассказ по содержанию изображенного рисунка. Почему такое могло случиться? Что будет происходить дальше? Например: Снеговик стоит среди цветов, так как он мечтал увидеть лето и попросил волшебника перенести его в теплые края и др. 3. Игра «Рассказы – чушь» Цель: учить детей определять тезис размышления вставными конструкциями я думаю, я знаю, мне кажется, на мой взгляд; отрицать несоответствующие явления, используя словосочетания потому что. Ход игры После заслушивания рассказов-нелепостей дети определяют несоответствия, которые они заметили. Побеждает тот, кто назовет их больше. Примеры таких рассказов: 1. Летом ярко светит солнце, поэтому дети вышли на прогулку. Они сделали из снега горку и начали кататься на санках. Затем слепили из песка снежную бабу. Вот как весело было детям! 2. Пришла осень, потому что начали опадать зеленые листочки. Дети пошли на экскурсию к озеру. Там они увидели много интересного. На берегу озера сидели два окуня и рак. Когда дети подошли ближе, то они упали прямо в воду. У озера росло много березок, а на их веточках спрятались среди зеленых листочков грибы. Дети подпрыгнули и сорвали несколько подберезовиков. Вот сколько интересного они увидели на экскурсии! 4. Игра «Пофантазируем вместе» Необходимо подобрать слова, которые обычно вместе не используются. Их необходимо применить в одной истории. Допустим, это - два слова «мышь» и «шкаф». Теперь различными предлогами и союзами соединяем придуманные слова: мышь на шкафу (под, за, перед, из-за, позади, через). Выбираем наиболее удачное сочетание и развиваем его дальше. 5. Словесная игра «Фантастическая сказка» Детям предлагают слова, на основе которых они должны придумать какую-то историю. Например, называют пять слов из одной сказки, а шестое слово - чужое. Вариант 1 Сначала ребенок рассказывает известную сказку, а ближе к концу или уже в конце взрослый вводит нового персонажа. Вариант 2. Вместе с набором картинок вводится незнакомый объект, которого нет в данной сказке. 6. «Салат из сказок» Можно «разыграть» и смешать разные сказки, вводя в их содержание персонаж из любого рассказа, мультфильма, из жизни. Катится, катится Колобок, а навстречу ему - Буратино с Курицей Рябой. Буратино и говорит: - Пойдем в Страну Дураков, я тебя там, Колобочек, закопаю. Вырастет каравай - вот такой высоты, вот такой ширины ... Или: Дюймовочка встретила Колобка, как вдруг появился Волк. Что было дальше? 7. «Камушки на берегу». Цель: Учить детей создавать в воображении новые образы на основе восприятия схематических изображений. Ход: Воспитатель показывает картинку и говорит, что на ней нарисован волшебный берег. По этому берегу прошел волшебник и на несколько минут все, что было на нем, превратил в камушки. Просит ребят угадать, что же было на берегу. Про каждый камушек нужно сказать, на кого или на что он похож. Несколько камушков будут иметь практически одинаковый контур, дети придумывают и называют разные предметы, которые были превращены в эти камушки. Далее используется усложнение, детям предлагается нарисовать свой берег и свои камушки, а потом все рассматривают и отгадывают. 8. «Какая игрушка?» Цель: Развивать воображение детей, учить представлять себе предметы по их схематическим изображениям. Ход: Взрослый показывает картинку и спрашивает ребят, на какие игрушки она похожа. Опрашивает детей по кругу, обращая внимание на то, чтобы ответы не повторялись. Предоставляя возможность каждому ребенку отвечать первым. Отмечать оригинальность ответов. 9. «Покажи отгадку» Цель: Развивать творческое воображение, учить подражать образу животного. Ход: Воспитатель загадывает загадку, дети, которые догадались что это, поднимают руку. Воспитатель предлагает этому ребенку показать отгадку не произнося вслух. Если ребенок показал так, что другие дети отгадали, воспитатель продолжает игру. Если не отгадали, то педагог оказывает помощь наводящими вопросами. 10. «Найди такой же» Цель: Учить детей видеть в пространстве предметы определенной геометрической формы и цвета. Ход: Педагог предлагает детям встать в круг и говорит, что сейчас они будут вспоминать и называть, на что похож этот предмет и показывает карточку (круг желтого цвета или полоску синего цвета и т.д.). дети передают мяч друг другу и отвечают, ответы детей не должны повторяться. ИГРАЕМ И РИСУЕМ 1. «Весёлое рисование» Ребята начинают рисовать, на любую тему. Через минуту даем команду обменяться рисунками, передавая их соседу по кругу, и рисование продолжается. Только теперь детям предстоит продолжать уже начатый рисунок, дополняя его своими деталями, и так до тех пор, пока каждое изображение не пройдет весь круг от начала до конца. А теперь посмотрим на то, что получилось, посмеёмся, удивимся, обсудим и выясним, кто какую деталь дорисовал и что хотел этим сказать. 2. «Волшебники» Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения. Ход: без предварительной беседы предложить детям с помощью карандашей превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебника. Далее предложить придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый». 3. На что похожи наши ладошки Цель: развитие воображения и внимания. Ход: предложить детям опустить ладонь в краску или обвести карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек. 4. Сказочное животное (растение). Цель: развитие творческого воображения. Ход: предложить детям придумать и нарисовать фантастическое животное или растение, не похожее на настоящее. Нарисовав рисунок, каждый ребенок рассказывает о том, что он нарисовал, придумывает название рисунку. Другие дети ищут в его рисунке черты настоящих животных (растений). 5. «Закончи узор на коврике» Дети учатся самостоятельно составлять узор на коврике, чтобы он получился симметричным по форме и цвету. 6. Волшебные картинки. Цель: развивать умения воображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей предметов. Ход: Детям раздаются листы бумаги. На каждом листе схематическое изображение некоторых деталей объектов, разных линий или геометрические фигуры. Каждое изображение расположено на листе так, чтобы оставалось свободное место для дорисовывания картинки. Дети используют цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры или краски. Каждую фигурку, линию изображенную на листе бумаги, дети могут превратить в картинку, какую они захотят. Для этого надо пририсовать к фигурке(линии) все, что угодно. По окончании рисования дети сочиняют рассказы по своим картинам (в младшем дошкольном возрасте воспитатель дает только бесцветный контур геометрической фигуры, а в старшем – наклеенные из цветной бумаги геометрические фигуры)
11 апреля 2021 в 19:05
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.